Профилактика эмоционального выгорания медицинских работников

Вниманию медицинских работников представлена лекция клинического психолога М.А.Даревской. Специалист приводит примеры и разбирает причины и механизмы эмоционального выгорания. А также, в доступной форме предлагает алгоритм противодействия.

 

Эмоциональное выгорание врачей в Северной Америки и Западной Европы рассматривается как острый кризис здравоохранения. В США ежегодно более 400 врачей добровольно уходят из жизни. В Германии более подвержены суициду врачи-мужчины. Женщины иначе переносят эмоциональное выгорание. «От костра энтузиазма остаётся пепел» — говорят психологи про медиков, проработавших около семи лет.

Предпосылки эмоционального выгорания:

— Люди не выделяют время для отдыха и восстановления.

— Эпоха потребительства. 20-й век требовал от людей героизма. А сейчас — всё остальное, только не героизм. Надо быть успешным, богатым, хорошим родителем, с хорошей фигурой. Смыслы поменялись, ради которых мы ходим на работу. Ради которых на работу всегда ходили медики.

От эмоционального выгорания не спасает отпуск!

Симптомы эмоционального выгорания:

  1. Эмоциональное истощение. Человек чувствует себя уставшим во время работы, и в воскресенье вечером у него портится настроение.
  2. Когда человек находится в постоянных требованиях от среды, которые превышают его возможности, это вызывает желание отстраниться.
  3. Затем возникает переживание собственной несостоятельности. Человек не чувствует себя успешным специалистом и не видит перспектив. Человек обесценивает весь свой прошлый опыт.
  4. Витальная нестабильность – это тяжёлая форма. Человек мрачный и тревожный.

 В странах, в которых психотерапия входит в обязательное медицинское страхование, специалисту могут дать отдых до 6-ти месяцев на эмоциональное восстановление.

Развитие эмоционального выгорания:

Энтузиазм – перегрузки – истощение – цинизм – разочарование – бессмысленность – депрессия – суицидальные мысли.

Этиология эмоционального выгорания:

  1. Особенности личности врача (обманутые надежды, перфекционизм (это невротическая черта, не стоит путать с добросовестной работой), паталогическое чувство вины.
  2. Конфликты в коллективе (конфликты «ролей», недостаток положительной оценки от руководства)
  3. Особенности организации труда (ответственность, общение с людьми, ночные смены, прочее)

«Эмоциональное выгорание – это особая форма экзистенционального вакуума», — Виктор Франкл.

Автор имеет в виду то, что у специалистов имеет место дефицит истинного смысла. Под истинным смыслом он понимает – персональные ценности человека, а не сторнние мотивационные достижения. Специалист должен видеть в работе пользу для себя: ему нравится видеть результат, ему нравится учить молодёжь. Если цель – выплатить кредит, рано или поздно такой специалист выгорит.

«Эмоциональное выгорание – это результат того, что человек в профессии в течение длительного времени не проживает персональных ценностей», — Альфрид Лэнглэ (психиатр, ученик Виктора Франкла).

Ответьте себе на вопросы:

  1. Когда я иду на работу, зачем я это делаю?
  2. Какой смысл я вижу в своей работе?
  3. Мне нравится моя работа?
  4. Что конкретно мне нравится делать каждый день?
  5. Испытываю ли я время от времени радость от сделанной работы?

Профилактика эмоционального выгорания:

  1. Восстановление.
  2. Оптимизация рабочей нагрузки.
  3. Прояснение граней своих возможностей.

Физическое и эмоциональное восстановление:

— Качественный отпуск,

— Восстановление на выходных,

— Восстановление в течение дня. Нужно провести ревизию собственных способов релаксации. Это могут быть самые простые ритуалы!

— Физическая нагрузка (Та, которая приносит удовольствие!)

— Не игнорировать свои актуальные потребности!

Оптимизация рабочей нагрузки:

  1. Детально визуализировать свою рабочую неделю
  2. Проанализировать, на что уходит время в течение дни и недели.
  3. Решить, от каких дел можно отказаться.
  4. Увидеть, какие задачи можно делегировать.
  5. Понять, сколько вы тратите на задачи, которые отнимают у вас силы и сколько – на восстановление.
  6. Увидеть, когда можно выделить больше времени на себя.

Прояснение границ своих возможностей:

— Могу ли я воспринять, что я устал/а?

— Знаю ли я, что именно (в моей конкретной работе) стоит мне усилий, что именно забирает у меня энергию?

— Понимаю ли я, что именно мне удаётся выполнять не очень хорошо?

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.